Использование мнемотаблиц в работе с детьми с ОПФР

28.02.2024

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету”. К. Д. Ушинский

     У детей с нарушением речи нарушения имеют чаще всего комплексный характер – помимо речевых проблем у детей наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием. В связи с этим параллельно с задачей коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматической сторон речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условий для всестороннего развития ребенка в рамках коррекционно-развивающих занятий.

     Автоматизация звука – это один из наиболее трудных этапов работы над звуком, требующих больших затрат времени и усилий. Если воспитанникам постоянно давать однотипные задания, связанные с бесконечным повторением, проговариванием и заучиванием обычного текста, то вскоре вся работа станет не целесообразной. Интерес, на котором, в основном, основывается успех на занятии, пропадает. Вот тут на помощь может прийти технология мнемотехники.

     Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

     Для детей дошкольного возраста мнемотехника имеет особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. У воспитанников преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее усвоить материал.

     Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

     Актуальность и целесообразность использования мнемотехники в ГУО "Детский сад аг.Путришки"  объясняется тем, что технология  открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя-дефектолога,   способствует обогащению и актуализации словаря,  способствует развитию лексико-грамматической стороны речи,  способствует автоматизации звуков,  носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию высших психических функций.