Конспект по образовательной области "Изобразительное искусство" (рисование)
“Кусты и деревья весной”
Задачи:
Закрепить умения и навыки рисования кистью, гуашью; продолжать знакомство с техникой «кляксография» (живопись через соломинку); развивать зрительное восприятие, мышление через анализ строения и пропорции дерева; продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. Использовать знакомые приемы рисования кистью при дорисовывании рисунка; прививать интерес к нетрадиционному виду рисования, развивать координацию и силу движений, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение, развивать дыхательную систему; воспитывать аккуратность, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: Тонированная бумага, кисть, гуашь: зеленого, коричневого, желтого цветов, емкость с водой, подставки, клеенка, соломинка для напитков, аудиокассета с записью «Времена года».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Весна пришла»; Отгадывание загадок на тему: «Весна»
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что деревья разных видов имеют существенные отличия: цвет, кору, форму кроны, форму ствола и другие признаки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Скажите, ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Чем весна отличается от других времен года?
Дети: - снег тает, ярче светит солнце, начинают распускаться листочки на деревьях.
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
Д/игра «Что такое весна»
- Весна – это когда… светит ярко солнце
- Весна - это когда… цветут сады и цветут цветы
- Весна – это когда… щебечут птицы
- Весна – это когда льет теплый дождик и бегут ручьи
Воспитатель: Каждый день мы с вами ходим гулять и наблюдаем это на нашем участке. А что мы наблюдаем, вам подскажет загадка.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки, (дерево)
Воспитатель: На нашем участке растут разные деревья и кустарники, что вы можете о них рассказать, об их строении, чем они отличаются друг от друга. Дети: – деревья и кустарники пока стоят без листьев, дерево состоит из ствола и веток: у кустарника ни один мощный ствол, а несколько веток, которые выходят из земли.
Воспитатель: Ребята, мы с вами будем учиться рисовать разные деревья так, чтобы все могли их сразу узнать. Но сначала посмотрим, чем они отличаются. Послушайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки
Воспитатель: О каком дереве говорится в этой загадке?
Дети: о березе.
(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображение березы)
Воспитатель: Почему про эти деревья говорят «белоствольные»
Дети: - потому что у березы ствол белый.
Воспитатель: По каким еще признакам можно узнать березку? Как расположены веточки у березы? Какие у березы листочки?
Дети: расположены вверх, а листочки небольшие.
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Дети: - дуб
(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображение дуба)
Воспитатель: Почему про дуб говорят «могучее дерево?» Какие у него листья? Какой ствол?
Дети: - Потому что дуб очень большой и листья и ствол у него большие.
Воспитатель: Как видите, каждое дерево имеет свои особенности. У одного ветви опущены вниз, у другого - смотрят вверх. У березы кора белая, гладкая, а у дуба – толстая, морщинистая. Все эти отличия должны быть отображены на рисунке.
- Как изменяется ствол дерева, если его рассматривать снизу вверх
Дети: ствол сужается к верху.
Воспитатель:- Что вы можете сказать о ветвях? (ответы: от ствола отходят ветви: внизу более толстые и длинные, а вверху более тонкие и короткие)
- Какого цвета будут весенние листочки (зеленого цвета)
Воспитатель: Зеленый – это цвет природы. Летом большинство растений, начиная от травы и заканчивая листьями деревьев – зеленого цвета.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.
Экспериментирование:
Мы палочкой волшебной
Тихонечко взмахнем
И чудеса в тарелочке
Мы из песка найдем.
Воспитатель: Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок,
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
(Дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)
Воспитатель: - Вначале мы с вами потренируемся. Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами воображаемое дерево.(дети рисуют в воздухе)Воспитатель: - Молодцы ребята! Хорошо у вас получается.(Воспитатель с помощью ложки делает кляксу на листе бумаги.)Капля с ложечки упала,Это клякса прибежала,Всё вокруг заколдовала.
И деревья, и кусты,А расколдовывать будем мы.Объяснение и показ:Сначала разведем на палитре коричневую гуашь с водой. Возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. С помощью трубочки дуем на кляксу, чтобы ее конец не касался ни бумаги, не краски. При необходимости лист можно поворачивать, создавая ствол.
Воспитатель: — Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?
Дети: — Нужно постараться и выполнить рисунок аккуратно.
Самостоятельная деятельность детей. ( Звучит музыка «Времена года» П.И. Чайковского)В процессе рисования воспитатель следит за техникой кляксографии, принеобходимости помогает детям, дает советы.
- Анализ работ. Рефлексия.Воспитатель: - Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!
По окончании занятия – выставка получившихся работ. Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево. Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы, и техники он применял.
Воспитатель: - Какое настроение у вас? Вам понравилось быть волшебниками?
Деревья очень важны для нас. Поэтому надо беречь каждую веточку, каждый росточек. Без леса жизнь на Земле будет просто невозможна.
«И в дождь и в зной
Поможет этот друг
Такой зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
и тысячи ладошек»