"Биоразнообразие"

1.1. Занятие по образовательной области Искусство (рисование) «Кусты и деревья весной»

 

Конспект по образовательной области "Изобразительное искусство" (рисование)  

“Кусты и деревья весной”

 

Задачи: 

Закрепить умения и навыки рисования кистью, гуашью; продолжать знакомство с техникой «кляксография» (живопись через соломинку); развивать зрительное восприятие, мышление через анализ строения и пропорции дерева; продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. Использовать знакомые приемы рисования кистью при дорисовывании рисунка; прививать интерес к нетрадиционному виду рисования, развивать координацию и силу движений, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение, развивать дыхательную систему; воспитывать аккуратность, отзывчивость, бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: Тонированная бумага, кисть, гуашь: зеленого, коричневого, желтого цветов, емкость с водой, подставки, клеенка, соломинка для напитков, аудиокассета с записью «Времена года».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Весна пришла»; Отгадывание загадок на тему: «Весна»

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что деревья разных видов имеют существенные отличия: цвет, кору, форму кроны, форму ствола и другие признаки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Скажите, ребята, какое сейчас время года?

 Дети: Весна

Воспитатель: Чем весна отличается от других времен года?

 Дети: - снег тает, ярче светит солнце, начинают распускаться листочки на деревьях.

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

 Д/игра «Что такое весна»

- Весна – это когда… светит ярко солнце

- Весна - это когда… цветут сады и цветут цветы

- Весна – это когда… щебечут птицы

- Весна – это когда льет теплый дождик и бегут ручьи

Воспитатель: Каждый день мы с вами ходим гулять и наблюдаем это на нашем участке. А что мы наблюдаем, вам подскажет загадка.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки, (дерево)

Воспитатель: На нашем участке растут разные деревья и кустарники, что вы можете о них рассказать, об их строении, чем они отличаются друг от друга. Дети: – деревья и кустарники пока стоят без листьев, дерево состоит из ствола и веток: у кустарника ни один мощный ствол, а несколько веток, которые выходят из земли.

Воспитатель: Ребята, мы с вами будем учиться рисовать разные деревья так, чтобы все могли их сразу узнать. Но сначала посмотрим, чем они отличаются. Послушайте загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки 

Воспитатель: О каком дереве говорится в этой загадке?

Дети: о березе.

(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображение березы)

Воспитатель: Почему про эти деревья говорят «белоствольные» 

Дети: - потому что у березы ствол белый.

Воспитатель: По каким еще признакам можно узнать березку? Как расположены веточки у березы? Какие у березы листочки?

Дети: расположены вверх, а листочки небольшие.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! 

 Дети: - дуб

(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображение дуба)

Воспитатель: Почему про дуб говорят «могучее дерево?» Какие у него листья? Какой ствол? 

Дети: - Потому что дуб очень большой и листья и ствол у него большие.

Воспитатель: Как видите, каждое дерево имеет свои особенности. У одного ветви опущены вниз, у другого  - смотрят вверх. У березы кора белая, гладкая, а у дуба – толстая, морщинистая. Все эти отличия должны быть отображены на рисунке.

- Как изменяется ствол дерева, если его рассматривать снизу вверх 

Дети: ствол сужается к верху.

Воспитатель:- Что вы можете сказать о ветвях? (ответы: от ствола отходят ветви: внизу более толстые и длинные, а вверху более тонкие и короткие)

- Какого цвета будут весенние листочки (зеленого цвета)

Воспитатель: Зеленый – это цвет природы. Летом большинство растений, начиная от травы и заканчивая листьями деревьев – зеленого цвета.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

Экспериментирование:

Мы палочкой волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

Воспитатель: Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок,

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

(Дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)

Воспитатель: - Вначале мы с вами потренируемся. Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами воображаемое дерево.(дети рисуют в воздухе)Воспитатель: - Молодцы ребята! Хорошо у вас получается.(Воспитатель с помощью ложки делает кляксу на листе бумаги.)Капля с ложечки упала,Это клякса прибежала,Всё вокруг заколдовала.

И деревья, и кусты,А расколдовывать будем мы.Объяснение и показ:Сначала разведем на палитре коричневую гуашь с водой. Возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. С помощью трубочки дуем на кляксу, чтобы ее конец не касался ни бумаги, не краски. При необходимости лист можно поворачивать, создавая ствол. 

Воспитатель: — Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

Дети: — Нужно постараться и выполнить рисунок аккуратно.

 Самостоятельная деятельность детей. ( Звучит музыка «Времена года» П.И. Чайковского)В процессе рисования воспитатель следит за техникой кляксографии, принеобходимости помогает детям, дает советы.

  1. Анализ работ. Рефлексия.Воспитатель: - Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные! 

 По окончании занятия – выставка  получившихся работ.  Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево. Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы, и техники он применял. 

Воспитатель: - Какое настроение у вас? Вам понравилось быть волшебниками?

Деревья очень важны для нас. Поэтому надо беречь каждую веточку, каждый росточек. Без леса жизнь на Земле будет просто невозможна.

«И в дождь и в зной

Поможет этот друг

Такой зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

и тысячи ладошек»

свернуть

1.1. Занятие по образовательной области "Изобразительное искусство"(рисование) "Зимний лес"

Конспект занятия образовательной области "Изобразительное искусство"  (рисование)  Зимний лес

Задачи:

  • закреплять и совершенствовать умение располагать изображение деревьев и кустарников на листе;
  • формировать умение пользоваться кисточкой и ватными палочками, изображая предметы разных форм;
  •  совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью;
  • расширять знания детей о сезонных явлениях в природе (стало холодно, идёт снег, снег покрывает землю и деревья;
  • воспитывать усидчивость и бережное отношение к природе;

Материалы: 

  • тонированная бумага голубого цвета;
  •  гуашь (коричневого и белого цвета);
  •  Кисти, ватные палочки ;
  • непроливайки с водой

Ход занятия:

ВоспитательРебята, сейчас я вам прочитаю вам стихотворение- загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года идёт речь?

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает , ложится

И под утро снегом 

Поле забелело,

Точно пеленою 

Всё его одело.

Тёмный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею 

Крепко, непробудно…(Зима)              

Воспитатель: - О каком времени года это стихотворение ? Как вы догадались? Что это за шапки на деревьях? (ответы детей)

Воспитатель: -Правильно, это зима!

Зима – это самое волшебное время года. 

Она – то тихая красавица!

То – шаловливая озорница!

То – вьюжная проказница!

То - чудная чародейка.

А сейчас подойдите все к окну. Посмотрите в окошко!

Белоснежна, белокрыла 

Наша зимушка – зима!

Всё прилежно побелила

И деревья и дома!

Необыкновенно, красивое время года, правда?Воспитатель- Ребята, зимой холодно, дует ветер, идёт снег. Покажите как вам бывает холодно ( дети показывают ). А деревьям, так же как и людям, бывает холодно. Деревья сбросили листву и стали голые. А кто мне скажет, что может согреть деревья? (ответы детей)

Воспитатель:- Правильно, снег! 

- Вот сегодня, мы с вами будем рисовать зимнее дерево

- Мы поможем деревьям потеплее одеться в тёплые, снежные шубки.Сейчас мы с вами тихо сядем на свои места (дети садятся на свои места за столы).Воспитатель: - А что лежит на столе? (Ответы детей)

- Хорошо, мы с вами готовы к занятию.

- Посмотрите, какой рисунок получился у меня – здесь изображено дерево и кустарники, на которое тихо падает снежок (Показ готового рисунка).

- Нравится?

- Мы с вами сейчас попробуем нарисовать такой же рисунок. Давайте уточним – с чего надо начать?

Воспитатель:- Берём лист бумаги и располагаем его вертикально.- На что похоже наше дерево? (Ответы детей)

Воспитатель:-Конечно же на человека. Ствол – это туловище человека, ветки – это руки, мы их протягиваем к солнцу, а от веток отходят тоненькие отростки – это наши пальчики.

- Рисуем кончиком кисти ствол дерева снизу- вверх, чтобы ствол получился тоненький и аккуратный. Всем ворсом кисти мы закрашиваем ствол дерева, затем кончиком кисти рисуем ветки дерева и отходящие от больших веток, рисуем маленькие веточки.

- После того, как нарисуем деревья и кустарники - кисть нужно тщательно промыть в стаканчике с водой.

- Затем приступаем к рисованию снега. Какой краской мы рисуем, снег?

(ответ ребёнка).

Воспитатель:- Снег будем рисовать ватными палочками.

- Посмотрите, как делаю это я 

- Ребята, а когда очень много снега падает с неба, как это называется?(Ответы детей)

Воспитатель:- Правильно, снегопад!

- Снег также можно нарисовать на ветках деревьев и на земле.

- Посмотрите, получился у нас с вами снегопад? (Ответы детей).Воспитатель:- А теперь, мы отдохнём с вами и поиграем в снежки(Проводится физкультминутка «Игра в снежки)

- Садимся на свои места и приступаем к самостоятельной работе.

Воспитатель:- Так, дети заканчиваем свои работы. Посмотрите, как много деревьев у нас получилось! Все деревья укрыты снежком. Снег лежит везде на земле и на деревьях. Настоящий сказочный зимний лес!

свернуть

1.1. Создана картосхема территории участка учреждения дошкольного образования и прилегающей к нему территории с обозначением типичных видов деревьев и кустарников

1.1. Выставка букетов из опавших листьев "Был листочек-стал букетик"

Результаты экскурсии "Деревья детского сада" воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания отразили в своих творческих работах. С 10 по 14 ноября в детском саду прошла выставка букетов из опавших листьев "Был листочек - стал букетик"

свернуть

1.1. Подвижная игра "С какого деревца листок?"

Благодаря игре "С какого дерева листок?" у детей старшего дошкольного возраста сформировались представления о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека.
развернуть

1.1. Беседа "Деревья и кусты нашего дошкольного учреждения"

Беседа «Деревья и кусты нашего дошкольного учреждения»

Задачи:

- продолжать знакомить с названиями деревьев и кустарников на участке детского сада.

- показать влияние солнечного света и воды на рост кустарников, деревьев, цветов;

- закрепить знания детей о строение деревьев и кустарников: ствол, ветви, листья;

- воспитывать чувство красоты и потребность заботиться о природе;

- развивать любознательность, память, речь.

Ход:

Просмотр с детьми картинок с изображением деревьев и кустарников, четко проговаривая их названия, определяя есть это растение на нашем участке. 

Воспитатель: Назовите какие деревья растут на нашем участке?

Дети: Береза, клен, липа, акация, тополь.

Воспитатель: Правильно, береза, клен, липа, акация, тополь растут на нашем участке. А какие еще растения растут на участке, вы помните?

Дети: Кустарники и цветы.

Воспитатель: Как называются кустарники нашего участка?

Дети: Жасмин, сирень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Деревья какие?

Дети: Высокие.

Воспитатель: Не только высокие, но и раскидистые, у деревьев есть ствол. Кустарник какой?

Дети: Низкий.

Воспитатель: Да, правильно, низкий и у кустарника нет ствола, у него ветви растут от корня.

Мы немного устали, предлагаю вам поиграть. Согласны?

Дети: Да!

Вы помните, мы с вами рассматривали деревья на участке. Чем они отличаются между собой. Как вы думаете, чем?

Дети: Деревья отличаются листьями, разной расцветкой коры деревьев.

Воспитатель: Вы помните какого цвета кора у березы?

Дети: Белого цвета.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А у тополя какого цвета кора?

Дети: Серого цвета.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А у клена и липы какого цвета кора?

Дети: Темно-серого цвета.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что на нашем участке есть дерево, на котором находиться скворечник? Что это за дерево?

Дети: Акация.

Воспитатель: Правильно, это дерево – акация. А у акации какого цвета кора?

Дети: Темного цвета.

Воспитатель: Правильно, темно-серого цвета. Самое высокое дерево на нашем участке. Поверхность ствола дерева имеет продольные бороздки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят деревья и кустарники?

Дети: Деревья и кустарники дают нам кислород, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Воспитатель: Да, правильно. Нельзя ломать ветки, нельзя жечь живые деревья и кустарники, их нужно беречь.

Как можно одним словом назвать деревья, кустарники, цветы?

Дети: Растения.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Что нужно растениям для хорошего роста?

Дети: Солнце и вода.

Воспитатель: Правильно, солнечный свет, тепло и полив необходимы для роста и развития растений.

 Сколько мы сегодня вспомнили и узнали нового о деревьях и кустарниках нашего участка. 

свернуть

1.1. Беседа "Почему осенью с деревьев опадают листья?"

Беседа: «Почему осенью листья опадают?» в старшей группе 

интегрированного обучения и воспитания

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

        Цели:

       Расширить знания детей о явлениях  живой и неживой  природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

    Учить  использовать в речи  распространенные, сложноподчиненные предложения при ответах на вопросы;  подбирать слова, отвечающие на поставленный вопрос, различать их: какая, какие? что делают? Расширять словарь глаголами, прилагательными. Активизировать словарь: листопад, макет. 

       Развивать внимание, воображение, мыслительные операции.  

     Закрепить умение создавать   коллективную работу, используя печатание осенними листьями. Воспитывать эстетические чувства; бережное отношение к природе

          Планируемые результаты: 

С интересом участвуют в проведении опыта и делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно  взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.       

       Материал и оборудование:

       Макет дерева, осенние  листья, картина «Осень», ватман, засушенные листья, краски, кисти, салфетки.

         Содержание образовательной деятельности: 

          Дети рассматривают осенние листики (береза, тополь, клен).  Какое время года напоминают  эти листья? Какие приметы осени вы знаете? А теперь давайте поиграем. Здесь требуется ваше внимание,  «Какое слово лишнее?». 

- осень, осень, восемь, осень

- октябрь, октябрь, сентябрь, октябрь

- ненастье, ненастье, Настя, ненастье

- хмурится, хмурится, жмурится,  хмурится. 

        Отгадайте загадку. Как называется это время года?

Если на деревьях листья  пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года … осенью зовется

          Расскажите мне и начинайте ответ со слова «Осенью». А поможет вам эта картина. 

Осенью желтеют и опадают листья.

Осенью на улице холодно.

Осенью на дачах собирают овощи: копают картошку, собирают морковку, свеклу, капусту, помидоры, огурцы. 

Осенью на дачах собирают ягоды: малину, смородину, клубнику. 

Осенью в лесу собирают грибы и ягоды. 

Осенью дует холодный ветер. 

Осенью идет холодный дождь.

Осенью птицы улетают в теплые края. 

Осенью жуки, червяки, пауки спрятались в землю. 

Осенью медведь готовит себе берлогу и ложится спать. 

Осенью день короткий, а ночь длинная. 

Осенью собирают на полях пшеницу, из которой делают хлеб. 

Осенью солнце светит, но не греет. 

         Вы уже сказали, что осенью желтеют и опадают листья на деревьях. 

А почему листья желтеют и опадают? 

        (Потому  что стало холодно, наступила осень).

 Питания листьям не хватает и они желтеют, погибают.  Веточкам тяжело их держать, вот дерево и сбрасывает листья. 

А как называется явление природы, когда листья с дерева опадают? 

        (Листопад.) 

Давайте представим, что мы осенние листики, какие они красивые, как красиво они падают, кружатся. 

Музыкальная пауза

Мы листочки, мы листочки,

мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели.

Дунул ветер, полетели.

Мы летали, мы летали,

Все листочки так устали. 

Перестал дуть ветерок – 

И уселись мы в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул. 

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. 

          Будем подбирать слова, отвечая на вопросы. 

         Листья что делают? (падают, опадают, летят, ложатся, шуршат, шелестят, хрустят, желтеют, краснеют, сохнут, погибают). 

Листья какие? (красивые, сухие, желтые, красные, багряные, оранжевые, золотые, разноцветные, коричневые, зеленые, легкие, пурпурные) 

Осень какая? (красивая, ранняя, поздняя, теплая, холодная, дождливая, ветреная, хмурая, пасмурная, золотая, разноцветная, яркая, богатая, урожайная, щедрая). 

Помогите мне закончить предложения, доказывая свой ответ. 

  1. Я сегодня не пойду гулять…, потому что на улице идет холодный дождь. 
  2. Деревья, цветы – это живая природа…, потому что они питаются и растут. 
  3. Осень называют щедрой, урожайной…, потому что осенью собирают урожай овощей, фруктов, ягод, грибов (убирают на полях пшеницу). 
  4. Ранней осенью очень красиво…, потому что на деревьях разноцветные листья: желтые, красные, зеленые. 

           Давайте вспомним, какая красивой бывает осень и нарисуем яркий осенний пейзаж  (идём к столу с красками). 

           Нетрадиционное рисование «Осенний пейзаж»

           

 

свернуть

1.1. Экскурсия по экологической тропе "Деревья детского сада"

Экскурсия по экологической тропе “Деревья детского сада”

В ходе осенней целевой прогулки воспитатель дошкольного образования Остасевич Д.А с воспитанниками старшей группы интегрированного обучения и воспитания  на экологической тропе: «Березовая роща», "Каштановая сказка", "Царство кустов", "Яблоневый сад".

Педагог нацеливала ребят внимательно рассматривать деревья и кусты (береза, клен, каштан, яблоня,липа и др.).

В ходе наблюдений ребята отмечали яркие сезонные изменения, которые происходят с растениями.

В конце прогулки воспитанники собрали самые красивые листья для творческих поделок.

Купить Стенд Экологическая тропинка 800*400 мм 📄 с доставкой по Беларуси |  интернет-магазин Stendy.by

свернуть

1.1. Ребенок и природа "Мы друзья природы"

Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» в старшей группе интегрированного обучения и воспитания 

Тема: «Мы-друзья природы»

Программные задачи:

Закреплять знания  детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих; развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений; активизировать внимание и зрительную память; расширять кругозор, формировать положительное отношение к окружающему миру; совершенствовать речь детей; расширять словарный запас; воспитывать доброжелательность, сочувствие, навыки разумного и бережного отношения к природе

Методы и приемы:

рассказ, вопросы, художественное слово, практическое задание, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игры «Хорошо-плохо», «Цветик-семицветик», «Что перепутал художник»

Предварительная работа:

беседа о весне, беседа как сажают деревья, рассматривание картинок с последующей беседой «Как надо оберегать природу»

Оборудование:

на плакате контур дерева, листья зеленого цвета, разноцветные лепестки по количеству детей, блюдца, лоскутки марли, баночки с подкрашенной водой, мяч, плакаты для игры «Что перепутал художник».

Ход занятия:

- Дети с чего же начинается дружба? Давайте начнем наше занятие с доброй улыбки друг другу.

- Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старик сажал яблоки»:

«Старик сажал яблоки. Ему сказали: «Зачем тебе яблоки? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

- Как же можно назвать поступок старика? (добрым, сердечным, доброжелательным).

- Что доброго вы делали другим людям?

- А что чувствовали люди, которым вы делали добро? (радость, умиление, восторг, счастье).

- Добро — это такие дела и поступки людей от которых другим людям становится хорошо, радостно, приятно.

- А с чем можно его сравнить? (с солнцем, радугой, мамой, яркими красивыми цветами).

- Но на нашем дереве одна веточка начала гибнуть, может погибнуть и все дерево.

- Подумайте, как можно помочь дереву? Дети называют, я приклеиваю зеленые листочки (полить, окопать, пожалеть, замазать рану, обрезать больную ветку, погладить, сказать ласковые слова). Наше дерево зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий детей. От заботы и доброты оно стало «счастливым». Вот так и в природе, от доброты: цветы, животные, растения, птицы будут себя хорошо чувствовать и вас радовать своей красотой.

-А кто видел, как сажают деревья? С чего начинают? Как ухаживают за молодыми деревцами? Посмотрите, сколько разных предметов лежит на столе. Нужно выбрать те, которые используют для посадки деревьев.

- А сейчас мы проведем небольшой опыт. Представьте, что вот этот кусочек марли — это корни дерева. Их у дерева много как этих ниточек. Воду я подкрасила, чтобы лучше увидеть как корешки ее будут лучше впитывать. Налейте водички в блюдца и понаблюдайте, что происходит. Все корешки напитались водой. А затем куда вода поступает? (в ствол, ветки, листья). А потом куда? Да, испаряется в воздух, собирается в тучи и капли дождя снова попадают к корням. А что же будет, если лето жаркое и дождя долго нет?

- Дети у нас вокруг детского сада посажено много деревьев, как вы думаете для чего?

- они очищают воздух;

- дают тень и прохладу;

- украшают наши участки.

Пальчиковая гимнастика. Вот деревья (показываем ладони обеих рук с разжатыми пальцами): клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, ясень, тополь, елка, пихта (загибают пальцы на обеих руках). Мы в лесу встречаем вас (сжимают и разжимают пальцы)

- А сейчас мы поиграем в игру «Чудо-остров». Наша группа превращается в озеро. И среди озера один маленький островок. Постарайтесь все встать на этот остров. Молодцы, вы такие дружные и назовем этот остров — островом дружбы.

- А сейчас взяли за руки друг друга, встали кругом и поиграем в игру «Хорошо — плохо» ( с мячом).

  • сорвал цветок с клумбы;
  • толкнул товарища;
  • полил цветы;
  • пнул щенка;
  • защитил слабого;
  • покормил кошку;
  • убрал игрушки на свое место;
  • сломал ветку;
  • навестил больного друга;
  • разрушил птичье гнездо;
  • посадил дерево;
  • спас птенца.

- А сейчас я вам предлагаю помечтать и поиграть в игру «Цветик — семицветик».

- Возьмите все по волшебному лепестку и загадайте желание о добром поступке, который бы вы хотели сделать в окружающей нас природе. Все подумали. Дружно скажем слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

-Дети рассказывают свои желания. От ваших желаний исходит добро.

Физкультминутка

Природу надо охранять: (рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать,  (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать,  (приседают)

В лесу костры не разжигать.  (топают ногами)

С природой будем дружно жить . (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить.  (прижимают руку к груди)

- А сейчас мы посмотрим, какие же вы наблюдательные и поиграем в игру «Что перепутал художник»

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунки, и, назовите какие вы видите несоответствия. За каждое правильно названное несоответствие вы получите листок. Победит тот, кто назовет больше несоответствий и у кого будет больше листочков.

- И закончим наше занятие речевкой:

«Все мы дружные ребята.

Мы ребята — дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!»

 

свернуть

1.1. Ребенок и природа "Деревья и кустарники"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе.

 Тема «Деревья и кустарники»

ЦельУточнить и систематизировать знания детей о растениях (деревьях, кустарниках).

Задачи:

образовательные:                                                                                                     

-  Закрепить знания детей о кустарниках и деревьях.                

 Формировать умения детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему;

Совершенствовать умения выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);

развивающие:

-  Развивать интерес к миру растений;

-  Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников,   

    частей растений);

Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику;                                                                     

-  Развивать познавательную активность, любознательность;

воспитательные:

-  Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе;

-  Воспитывать бережное отношение к природе;

-  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Пособия и оборудование:

Ноутбук, презентация, разрезные картинки по теме «Деревья и кустарники».

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево»«кустарник», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников, отгадывание загадок по данной теме.

Ход занятия

Организационный момент: Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

В: Ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие, но  для того чтобы узнать, куда мы с вами отправимся , вам  нужно отгадать  загадку.

Он густой, зеленый,

Растут в нем липы,  клены

И могучие дубы,

Есть в нем ягоды, грибы.

(Лес)

Правильно ребята, это лес, давайте с вами вспомним правила, которые нужно соблюдать в лесу, в этом нам поможет игра – «Можно- нельзя»

Дидактическая игра « Можно- нельзя»

Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Ведь дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…

 

Ну что ж, пора нам отправляться в путь, но только правила ты эти не забудь!

В: Ребята, скажите, а что растет в лесу ( Ответы детей)

А как называется лес , в котором растут лиственные деревья, а лес в котором растут хвойные деревья( Ответы детей)

Воспитатель: Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

Дети: Эта схема подходит дереву.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Воспитатель: Правильно! А какому растению подходит вторая схема?

Дети: Эта схема подходит кустарнику.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

Воспитатель: По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Воспитатель:  Как вы думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Дети: У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Воспитатель:  Как вы думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много.

Воспитатель: Ну вот, мы немного разобрались, что такое дерево и что такое кустарник.

Воспитатель: Ребята, а почему деревья и кустарники так важны для нас?

( Они дают нам кислород, которым мы дышим. Поэтому очень важно беречь деревья; деревья – наши самые большие друзья; без них не смог бы существовать человек и все живые существа)

Воспитатель: А для чего ещё деревья нужны? Что делают, изготавливают из дерева?     (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. Если Вы отгадаете правильно, то на экране появится это растение .

Воспитатель:

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается…

Дети: Сирень

Воспитатель: Сирень – это дерево или кустарник?

Дети: Кустарник

Воспитатель:

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?. .

Дети: Клен

Воспитатель: Клен – это дерево или кустарник?

Дети: Дерево.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что у клена один ствол.

Воспитатель: 

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

 

 

Дети: (Малина)

Воспитатель: Малина – это дерево или кустарник?

Дети: Кустарник

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у малины много тонких стволов.

Воспитатель:

Он — могучий!

Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны.

Дети: (Дуб)

Воспитатель:

Белоствольные красавицыДружно встали у дорожки,Книзу веточки спускаются,А на веточках сережки.

Дети: (Березки)

Воспитатель:

Ягода садовая и разная:

чёрная бывает, белая и красная.

Круглая, и гроздочки недлинные.

Ягода такая витаминная!

Уж такая ягодка полезная!

Даже, может, чуточку «железная»!

Дети: (Смородина)

Воспитатель:

Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.

Дети: (Шиповник)

Воспитатель:

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы я уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство

Дети: (боярышник)

А сейчас мы поиграем в игру « Убери лишнее»

А теперь немножко отдохнем и поиграем в игру «Дерево, кустик, травка»

Подвижная игра «Дерево, кустик, травка»

Ребята , а теперь проверим, как вы запомнили  деревья и кустарники, а для этого мы соберем разрезные картинки, но перед этим мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Сосны, ели, Дубы, березы, клены…( Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно.

Постукивать пальцами друг о друга.

Это лес – он наш друг зеленый! (Пальцы рук соединить в «замок».)

Добрый друг, он шумит, поет( Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо.)

 И в прохладную тень зовет( «зовущие» движения пальцами рук.)

Разрезные картинки

Дети должны собрать картинку и назвать дерево или кустарник.

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в лес, пора возвращаться в группу.

Подведение итогов.

 

свернуть