"Энергосбережение"

2.1. Беседа с воспитанниками "Энергосберегающая лампочка"

Беседа в старшей группе на тему "Учимся беречь энергию"

Цели и задачи:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго и ресурсосбережению.

Оборудование и материалы: картинки: Электрошка, солнце, электростанция, холодильник, чайник, утюг; плакаты по энергосбережению.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдение за электрической лампочкой, за солнцем.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. К нам в группу сейчас придет гость. А кто это, вы узнаете прослушав стихотворение.

Н. Кнушевицкая

В доме нашем солнышко

Есть и не одно,

Тут же загорается

Станет лишь темно.

Я нажму на кнопочку —

И сейчас же свет

Льется, освещает все,

Темноты уж нет.

Всюду отражаются

Яркие лучи:

В комнате — от зеркала,

В кухне — от печи.

Пусть темно на улице,

А у нас все день,

Убежала, спряталась

В дальний угол тень.

Солнышко послушное

В доме у меня:

Вот нажму на кнопочку

И не станет дня!

Воспитатель: И так ребята, что это? Как догадались? Правильно ребята, сегодня у нас в гостях электрическая лампочка Электрошка.

Как вы думаете ребята, почему Электрошка хочет включится в розетку ?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, нашему Электрошке нужна энергия. А что такое энергия?

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. Она может ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.

А энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но и сбережение энергоресурсов. Это забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. Для этого необходимо научиться использовать энергию эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде.

Главным источником энергии на земле является Солнце.

Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в движение ветер и воду, дает жизнь людям, животным, растениям. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд.кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как вырабатывается энергия на Земле? А кто знает, что такое электростанции? (Это крупные предприятия, которые вырабатывают электроэнергию)

Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. Это источники энергии, которые не возобновляются, не появляются снова. Нужны миллионы лет, чтобы солнечная энергия помогла восполнить израсходованные человеком запасы Земли. Электрический ток вырабатывается специальными машинами-генераторами. Генератор вращается при помощи турбины, для ее работы используется вода, пар или атомная энергия.

Воспитатель: Большая доля затрат энергии приходится на наше домашнее хозяйство, т.е. на наши потребности.

Попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете куда тратится энергия в вашем доме?

Полюбуйся, посмотри-

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Воспитатель:Как догадались? Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

А этот прибор узнаете?

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Воспитатель: Как догадались? Для чего нам нужен утюг? (Ответы детей)

А этот прибор узнаете?

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Как догадались?

Для чего нам нужен чайник? (Ответы детей)

А какие электроприборы ещё есть в вашем доме?

(Ответы детей)

Воспитатель: Главное правило при пользовании электроприборов: будьте осторожны с розетками, там живёт энергия

Словно солнышко горит,

только мама наша

строго-строго говорит

В этой лампе ток сидит-

добрый он и страшный.

Очень больно может он

укусить за пальчик,

если ручкой в его дом

вдруг полезет мальчик!

Вот так да! сказал малыш.

Как ты в лампочке сидишь?

Я не понимаю. Подрасту-узнаю!

Воспитатель: Мы уже знаем, что Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для энергостанций, которые приносят в наши дома тепло и свет. Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию, так нужную нам? Как мы это можем сделать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да! Если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет включать без необходимости электроприборы, то мы поможем сэкономить богатства нашей Земли (полезные ископаемые)

Посмотрите на плакат, который приготовил для вас Электрошка. Здесь показано, как мы с вами можем помочь сберечь энергию. Давайте вместе по картинкам назовем, что может сделать каждый из нас.

 Ответы детей:

- уходя, гасите свет;

- не ставьте в холодильник горячую пищу;

- используйте энергосберегающие лампочки;

- не оставляйте приборы в режиме «ожидания»;

- не оставляйте дверцу холодильника открытой;

- регулярно проверяйте счетчики.

Воспитатель: Молодцы! Теперь и вы, ребята, узнали как можно беречь энергию в вашем доме.

Конечно, ученые тоже работают и пытаются использовать солнечную энергию. Ученые считают, что Солнце будет светить еще много миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле. Уже известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей среды, но есть еще и много не решенных задач. Установки для сбора солнечной энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских площадей и большого количества материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворить с помощью солнечного излучения, где Солнце светит всегда. Тогда нефть мы сэкономим для следующих поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6% наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , А Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.

Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

Подведение итогов.

Воспитатель: Скажите, ребята, понравился вам рассказ Электроши? Что больше всего понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Теперь вы знаете, зачем нам людям нужна энергия. Как беречь энергию теперь вы тоже знаете и можете помочь своим родителям! Спасибо Электроше!

Берегите свет!

Мы привыкли

жить с удобством:

Газ, вода и свет в дому.

Если что-нибудь пропало,

Как относимся к тому?

Свет погас, как неудобно,

Неуютно, тяжело.

Кажется, на всей планете

Свет погас, везде темно.

Вот ведь как бывает, люди!

Что имеем — не храним.

Экономить перестали,

Про «беречь» — не говорим.

Обращаемся с призывом

И даём вам всем совет:

Берегите электроэнергию!

свернуть

2.1. Экскурсия по учреждению образования с целью изучения потребления электроэнергию. Обозначение на схематическом плане основных приборов потребляющих электроэнергию. Составьте отчет по результатам изучения

19.10.2023 для 17 воспитанников старшей группы интегрированного обучения и воспитания была организована экскурсия по детскому саду с целью изучения объектов потребления электроэнергии. В ходе экскурсии ребята обследовали электроприборы, имеющиеся в учреждении образования, посчитали количество розеток и выключателей, понаблюдали за продолжительностью включенного искусственного освещения. В результате мероприятия, дети отметили на карто-схеме учреждения места потребления электроэнергии, назначили ответственных за осуществление контроля за своевременным выключением электроэнергии в раздевалке, туалетной комнате. моечной.

свернуть

2.2.Беседа "Экономим тепло"

БЕСЕДА НА ТЕМУ

 «ЭКОНОМИМ ТЕПЛО» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 Программные задачи::

-познакомить детей с экономией электроэнергии;

-формировать у детей внимание к проблемам использования электроэнергии;

 -формировать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;

-развивать речь детей (закреплять название бытовых электроприборов; закрепить употребление в речи слов: «электричество», «естественный свет», «искусственный свет»,«электронасосы»).

Ход занятия:

- Энергия – важнейшая часть нашей жизни! Без нее не сможет работать ни одна машина. А получать энергию умеют энергетики. Это очень трудная работа и не простая. И чтобы нам помочь энергетикам, мы должны с вами экономить электроэнергию.

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы:

Холодильник,

Мониторы,

Кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес.

Ток-помощник в доме первый-

Друг наш преданный и верный.

- А какую пользу приносит нам электричество? (ответы детей.)

- Ребята, вы правильно сказали, что электричество дает свет. А ведь свет бывает естественный и искусственный.

- Отгадайте загадки.

Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое а не огонь?

(Солнце)

 После ответа ребенка, вывешивается отгадка. (картинка)

 С потолка свисает груша,

И не думай грушу кушать!

Светится, как солнце,

Уронишь-разобьется.

 (лампочка)

После ответа ребенка, вывешивается отгадка. (картинка)

 - Ребята, когда светит солнце, надо ли включать лампочку? ответы детей.)

- Молодцы! А вот у меня есть картинка, рассмотрите их и скажите, что на ней неправильно? (Вывешивается картинка с горящей лампочкой и солнцем за окном.)  (ответы детей)

 - Правильно лампочки днем не должны гореть.

 1 ребенок (чтение стихотворение):

Необходимо с детства

Привыкнуть свет беречь,

По пустякам в квартирах

Лампочки не жечь.

 Выполнение работы на карточках

 - У вас на столах лежат такие же картинки с изображение с горящей лампочкой и солнцем за окном. Давайте все вместе сделаем себе памятку, что днем лампочка при солнце не должна светить. (лампочка перечеркивается),- Ребята, а теперь посмотрите, что я делаю? (имитирует умывание)

 - Правильно, умываюсь. А чем мы умываемся? (ответы детей)

 - Молодцы! Вода к нам поступает по трубам из озер и рек. А чтобы она поднялась на высокие этажи, её качают электронасосами на водонапорных станциях. А электронасосы тоже работают от электричества.

- Скажите ребята, а что на этой картинке неправильно нарисовано?

(Вывешивается картинка, где нарисован кран с капающей водой. Ответы детей.)

 2 ребенок (чтение стихотворения):

Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернём - и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.

 - У вас на столах лежат такие же картинки с изображение капающего крана. (Сделать с детьми памятку, перечеркнуть нарисованный кран с капающей водой.)

 Игра «Назови Электроприборы».

Дети встают в круг, и передают мяч по кругу под музыку, на ком остановится музыка, тот ребенок должен назвать прибор, который работает от электроэнергии.

 -Дети, а почему, когда на дворе зима мы с вами дома не замерзаем? (предполагаемые ответы детей)

- Правильно, батареи греют воздух в доме. А почему батареи горячие?

Если дети затрудняются с ответом, им помогает воспитатель.

 - А греют эту воду в котельных. И так же, как и воду в кране, поднимают электронасосы. Вот видите, и здесь электричество помогает.

- А вот если мы не заклеим окна на зиму, не будем двери закрывать, будет у нас в доме тепло (ответы детей)

 - Значит, чтобы сэкономить наше тепло в доме, что надо сделать (ответы детей) 

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на занятии, как мы можем сэкономить воду, тепло, электричество.

 3 ребенок (чтение стихотворения)

Свет, тепло, вода и газ

Просто так не льются,

И природой нам они

Даром не даются

Среди множества проблем

В нашем поколении

Предстоит решить вопрос

Энергосбережения!

- Ребята, вы все молодцы! Вы настоящие помощники наших взрослых электриков. За вашу хорошую работу сегодня на занятии я  хочу вручить каждому из вас медали «Юный друг Электричества». А вечером вас ждет сказка про «Электричество - наше величество».

свернуть

2.3. Проанализировать ситуацию по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования

АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕПЛА

 в государственном учреждении образования «Детский сад аг. Путришки»

2022/2023уч.г.

Результаты анализа потребления тепла показывают, что потребление тепла в учреждении дошкольного образования зависит от состояния погоды, температуры атмосферного воздуха. В период отопительного сезона (октябрь - май) количество Гкал не превышает лимита. Вместе с тем, больше всего израсходовано тепла в январе, марте, меньше всего -  октябрь, май.

Ежедневно в холодный период года заведующий хозяйством осуществляет контроль за температурным режимом в групповых, спальных комнатах. Воспитанники, родители и педагоги отмечают, что в целом в холодный период года в учреждении дошкольного образования температурный режим соответствует норме (от 20 до 23 градусов С).. Сохранению тепла способствует, использование доводчиков на дверях, проветривание помещений в соответствии с графиками..

Законные представители информируются об экономном потреблении тепла в домашних условиях.

 

свернуть

2.3.Размещение информации для родителей "Как экономить электроэнергию"

Стенд для школы ОХРАНЯЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЭКОНОМЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!, 0,93*0,9м

Советы по рациональному использованию энергии, которые сэкономят Ваш семейный бюджет

Потреблять, а не распылять энергию

Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах – очень важный вопрос для всех нас, так как сегодня Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей. Специалисты считают, что до 40% потребляемой энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами. Мы хотим, чтобы вы еще больше узнали о правильном обращении с энергией и не только сократили при этом расходы, но и сохранили окружающую среду от разрушения, ведь чем рациональнее мы расходуем тепло и электричество, тем меньше используем драгоценных запасов сырья.

ЭЛЕКТРОСБЕРЕЖЕНИЕ

  1. Используйте энергосберегающие лампы. Энергосберегающие лампы потребляют энергии примерно на 80% меньше, чем традиционные лампы накаливания, а служат в 8-10 раз дольше.
  2. Используйте наиболее экономичные бытовые приборы. Современные бытовые приборы часто обходятся меньшей энергией, чем их предшественники.
  3. Разумно расставляйте мебель на кухне. Плита и холодильник или морозильник – плохие соседи! Из-за теплоотдачи плиты холодильный агрегат потребляет больше энергии. 
  4. Следуйте советам по использованию энергосберегающих ламп: 
  5. – использование лампы всегда должно соответствовать фактической потребности в освещении;
  6. – используйте лучше одну мощную лампу чем несколько слабомощных;
  7. – избегайте отраженного освещения; 
  8. – оборудуйте рабочие места, всегда ориентируясь на дневной свет и используя его; 
  9. – выбирайте место расположения светильника в соответствии с его функцией (лампа для чтения там, где действительно читают, и т.д.).
  10. Следуйте советам по экономии энергии при приготовлении пищи:
  11. – следите за тем, чтобы кастрюля и конфорка были одинакового диаметра, чтобы тепло использовалось оптимально;
  12. – предотвращайте излишний расход тепла с помощью ровных и толстых днищ кастрюль и плотно прилегающих крышек;
  13. – используйте остаточное тепло конфорки и духовки в электроплитах. Выключайте их, по меньшей мере, за 10 мин. до готовности блюда;
  14. – готовьте в небольшом количестве жидкости и в закрытой кастрюле, это экономит энергию, воду, время, это полезнее и вкуснее;
  15. – при приготовлении блюд, требующих много времени, пользуйтесь скороваркой;
  16. – своевременно переключайте с наибольшей степени нагрева при доведении до кипения на умеренную степень, необходимую лишь для поддержания температуры кипения. Если у вас газовая плита – уменьшайте интенсивность пламени;
  17. – откажитесь от предварительного прогрева духовки – для большинства блюд этого не требуется;
  18. – пользуйтесь режимом принудительной циркуляции воздуха в духовке, т.к. это позволяет одновременно варить и печь на разных уровнях, при этом теплота распределяется лучше. Благодаря этому можно работать и при более низких температурах и даже приготовить полное меню в духовке. При одновременном приготовлении в духовке овощей, гарниров и мяса энергия расходуется оптимально;
  19. – открывайте дверцу духовки только в тех случаях, когда это действительно необходимо;
  20. – запекайте в духовке только большие куски мяса – весом более 1 кг. При меньших количествах готовить на конфорке экономнее;
  21. – варите кофе по возможности в кофейной машине (с кофейником-термосом) – это экономнее, чем нагревать воду в кастрюле. Другие специальные приборы, как, например, яйцеварка или тостер, также сберегают энергию.
  22. Следуйте советам по экономии энергии при охлаждении и замораживании:
  23. – лучше купить морозильный ларь, а не морозильный шкаф, потому что ларь экономнее. Но не берите слишком большое устройство, т.к. полупустой ларь потребляет почти столько же энергии, что и полный;
  24. – предотвращайте образование энергопожирающего инея: открывайте дверцы лишь ненадолго, ставьте или кладите только охлажденные и упакованные продукты и регулярно размораживайте холодильник;
  25. – установите температуру в холодильнике на +7 °С, а в морозильнике – на -18 °С – этого вполне достаточно.
свернуть

2.3. Составить план действий по сбережению электроэнергии в учреждении дошкольного образования на год.

16.02.2023

План действий по сбережению электроэнергии и тепла

в ГУО «Детский сад аг. Путришки»

на 2022/2023 уч.г. 

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

1

Организация работы по проведению ревизий запорной и регулирующей арматуры (замена неисправной).

август 2022

Завхоз

2

Подготовка отопительной системы к подключению тепла: испытание и промывка тепловых сетей, систем отопления; проверка прибора учёта.

август 2022

Завхоз

3

Обеспечение наличия температурных графиков, определяющих температуру теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, журналов ежедневного учёта температуры наружного воздуха, воздуха внутри помещений, температуры теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе, журнала ежедневного учёта и анализа показаний приборов учёта.

Октябрь 2022 

Завхоз

4

Контроль за сбережением тепла и электроэнергии в учреждении (снятие показаний по приборам учёта). Ежедневное фиксирование температуры воздуха во всех помещениях, регулирование её в соответствии с санитарными нормами, не допуская превышения.

Ежедневно

Завхоз

5

Информирование общественности об объёмах расходования электроэнергии и тепла в учреждении дошкольного образования за истекший месяц.

Ежемесячно

Завхоз

6

Перевод здания в выходные и праздничные дни в режим экономного использования ТЭР.

В течение отопительного сезона

Завхоз

7

Контроль за использованием электроприборов на пищеблоке, работы оборудования прачечной, изыскание резервов для экономии электроэнергии.

Постоянно

Завхоз

8

Контроль за эффективным использованием искусственного освещения (энергосберегающих ламп) только при недостаточном естественном освещении, нахождении детей на занятиях.

Постоянно

Завхоз

9

Соблюдение режима проветривания.

Постоянно

Воспитатели групп

10

Регулирование процесса подогрева воды только для необходимых целей.

Постоянно

помощники воспитателей

групп

11

Обновление возле выключателей карточек-напоминалок «Уходя, гаси свет!», возле входных дверей «Закрывайте двери», «Береги тепло» для взрослых и опорных картинок для воспитанников.

По мере необходимости 

Завхоз

воспитатели групп

13

Исследовательский краткосрочный проект воспитанников с родителями «Куда и сколько уходит электричества дома?»

10.01.2023- 30.01.2023

семьи воспитанников старшей группы интегрированного обучения и воспитания

14

Родительский вайбер-челлендж «Экономим энергию и тепло! У нас так, а у вас?», изготовление семейных страничек большой книги «Школа Берегоши» по рациональному расходованию электроэнергии и тепла дома.

До 05.02.2023

Воспитатели старшей группы интегрированного обучения и воспитания

15

Размещение символов в местах потребления энергии в учреждении «Внимание! Экономим и бережём!»

02.11.2022

Остасевич Д.А.

16

Размещение в родительских уголках групп информационного материала по тепло- и энергосбережению.

06.12.2022

Остасевич Д.А.

17

Размещение в родительских вайбер-группах оформленных совместно с детьми буклетов (моделей и памяток) по энергосбережению.

06.12.2022

Воспитатели старших групп

18

Создание видеоролика«Воду, газ, тепло и свет - берегите с ранних лет!» и размещение на сайте учреждения дошкольного образования.

До 20.01.2023

Лишик О.И.

19

Проведение анкетирования с родителями воспитанников «Умеете ли Вы экономить электроэнергию?» при помощи Гугл-формы опроса.

До 24.03.2023

Заместитель заведующего

Алисиевич Е.В.

20

Проведение занятий и разных видов совместной деятельности с воспитанниками по тепло- и энергосбережению.

В течение года

Лишик О.И., Остасевич Д.А.
свернуть

2.4. Разработка листовок по экономии электроэнергии

20.02.2023