Консультации для педагогов

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГР ШКОЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ШКОЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ

 

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно ее организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с воспитанниками. Они включают следующее:

развитие игры как деятельности;

расширение тематики детских игр, углубления их содержания;

приобретение положительного социального опыта;

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

подготовка дошкольника к жизни в социуме (школьному обучению), социализация его личности.

При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шоферы», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребенка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в школу, библиотеку, больницу, почту, спасатели и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

  1. Выбор игры.
  2. Оснащение (оборудование).
  3. Наличие предметно-игровой среды в зависимости от тематики.
  4. Наличие плана конспекта.

Выбор игры.

–Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.

–При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.

–Продумайте и опишите содержание игры.

–Спланируйте возможные направления развития сюжета.

–Определите игровые правила.

–Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.

–Организуйте игровую среду.

–Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.

–Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

–Обговорите игровой замысел и правила игры.

–Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.

–Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: наметки сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).

–Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

–Создание воображаемой ситуации.

–Распределение ролей в зависимости от желания ребенка.

  1. Начало игры:

– создайте игровую или проблемную ситуацию,

– проведите предварительную беседу,

– обговорите тему предстоящей игры и т.д.

  1. Сохранение игровой ситуации:

используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

  1. Завершение игры:

– положительная оценка,

– анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Вопросы к анализу:

  1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
  2. Подготовка к игре: создается специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создается по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
  3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
  4. Помогали ли методы и приемы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
  5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
  6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
  7. Увлеченность детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
  8. Конец игры, ее завершенность, к какой деятельности перешли дети после игры.
  9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, ее соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
  10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
  11. Предположения, рекомендации:

Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?

В чем может проявиться творчество детей в игре?

Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?

Какие приемы руководства Вы считаете наиболее эффективными?

Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?

Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

Критерии оценки:

игра соответствует возрасту ребенка;

вовлеченность в игру (количество человек – участников игры);

соблюдение алгоритма игры;

эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности:

Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнерами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развернутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.

Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.

Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать:

Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.

Развитие игровых умений у детей.

 

«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»

  1. Задачи руководства:

– расширение представлений об окружающем;

– формирование игровой деятельности:

а) развивать сюжет;

б) обучение игровым действиям;

– формирование взаимоотношений.

  1. Подготовка к игре:

– приемы, направленные на обогащение впечатлений:

а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;

б) определить сопутствующие сюжеты;

– атрибуты к игре;

– оборудование места игры.

  1. Ход игры:

– приемы создания интереса к игре;

– сговор на игру:

а) определение плана-сюжета;

б) планирование игры;

в) распределение ролей;

г) создание воображаемой ситуации

– приемы обучения игровым действиям;

– приемы поддержания и развития игры:

а) внесение дополнительных атрибутов;

б) участие педагога во второстепенных ролях;

в) показ новых игровых действий;

г) напоминание, вопросы;

д) введение новых игровых ситуаций;

е) оценка;

– приемы формирования взаимоотношений в игре:

а) напоминание о взаимоотношениях;

б) направление на внимание друг к другу;

в) поощрение вежливости.

  1. Окончание игры:

– краткий итог работы в ролях;

– перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

  1. Оценка игры:

– оценка взаимоотношений;

– оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

 

свернуть

«Уголок будущего школьника»

13.11.2024

«Уголок будущего школьника»

 

Поступление в школу – важнейший момент в жизни детей и их родителей. Успехи в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от  психологической готовности ребёнка  к обучению. Поэтому перед педагогами старших  групп учреждений дошкольного образования  стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.

Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная предметно-развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

  1. Обогащение представлений воспитанников о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня.
  2. Обогащение словаря по лексической теме «Скоро в школу».
  3. Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.
  4. Профилактика школьных страхов.

В «Уголке будущего школьника» могут находиться:

Наглядные материалы:

  • Кукла дидактическая «Школьник» (школьница).
  • Атрибутика к сюжетно-ролевой игре «Школа» (можно ввести в практику работы такие игры, как  «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой» и т.п.).
  • Наборы картинок разного формата «Школьные помещения», «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
  • Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника, и др.)
  • Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)

 Дидактические игры – неотъемлемая часть образовательного процесса.

«Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на формирование представлений о школьных принадлежностях.

«Определи части суток», «Дни недели» - на развитие временных представлений и закреплении представлений детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.

 «Подбери слово к картинке» (для читающих детей), словесные игры и т.д. 

Игровые сюжеты на школьную тематику

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника неоспоримо. Развитое творческое воображение дошкольника – важнейшее условие формирования готовности к школе. Тематику сюжетно-ролевых игр в старшей группе можно расширить за счет игр на школьную тематику как  «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

Например, сценарий игры «Урок математики» включает в себя:

Задачи воспитания:

  1. Вводить в сюжет игры новые роли: ученик, учитель.
  2. Развивать у детей умение сотрудничать друг с другом, договариваться о распределении ролей, учиться преодолевать конфликты, устанавливать очередность выполнения наиболее привлекательных ролей и т.д.
  3. Развивать детскую компетентность через игровую деятельность: побуждать воспитанников использовать в игре полученные представления.

Роли:

  1. Учитель.
  2. Ученики, в том числе – дежурный.
  3. Техническая.

Ролевое поведение:

  1. Учитель «ведет урок» - пишет на доске примеры, предлагает решить задачи, составить из счетных палочек геометрические фигуры, из плоскостных геометрических фигур – изображения, и т.д.
  2. Ученик выполняет требования учителя – решает примеры и задачи, отвечает на вопросы, поднимает руку. Дежурный – сообщает об отсутствующих, стирает с доски.
  3. Техническая подает звонки.

Оснащение:

Столы, стулья, тетради», пеналы (по числу детей), доска, маркеры, тряпка, звонок, журнал.

Предварительная работа:

Реализация лексической темы «Что мы о школе знаем», беседы о профессиях в школе, рассматривание наглядного материала по теме «Школа», показ условных действий (воспитатель на первых порах берет на себя роль учителя).

Развитие сюжета:

Можно предложить детям проиграть в два урока с переменой, с походом в столовую. Можно ввести персонаж «хулигана», который не умеет себя вести на уроках (воспитатель берет эту роль на себя).

Игры-спутники: «Урок физкультуры», «Школьная столовая», «Автобус», «Экскурсия по городу». 

Литературные материалы:

  • «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д. Вот пример одного из них: 

Не списывай

                        Щенок к Котенку подбегает,

                        Его в сторонку отзывает

                        И шепчет: «Друг мой, выручай!

                        Списать задачу срочно дай!

                        Решить ее я не сумел,

                        Да и не очень-то хотел…»

                        Задачу наш герой списал,

                        Но смысл ее не разобрал.

                        Ответить у доски не смог,

                        И «двойку» получил Щенок.

                        Ребята, я задам вопрос:

                        Чтоб не было обид и слез,

                        Что лучше – самому решать

                        Или, не думая, списать?

В цикл входит тридцать два стихотворения, что даст педагогу возможность выбора с учетом решаемых задач, проблем воспитания и подготовленности детей.

  • «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входит около 50 стихотворений и прозаических произведений отечественных авторов разных поколений.
  • «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.

Видеоматериалы (мультфильмы и диафильмы):

Диафильмы:

  1. Разговор о школе.
  2. «В стране невыученных уроков».

Мультипликационные фильмы (формат DVD)

  1. «Переменка № 1».
  2. «Приключения запятой и точки»;
  3. «В стране невыученных уроков»;
  4. «Проделкин в школе»;
  5. «На задней парте», выпуски 1-4.

Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.

Материалы по информационной поддержке родителей

Темы консультаций – «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос», «Если ребенок плохо запоминает» и т.д..

Правильно организованная предметно-развивающая, творческая   среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.

свернуть