МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ШКОЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ
Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно ее организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с воспитанниками. Они включают следующее:
развитие игры как деятельности;
расширение тематики детских игр, углубления их содержания;
приобретение положительного социального опыта;
использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
подготовка дошкольника к жизни в социуме (школьному обучению), социализация его личности.
При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шоферы», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребенка, стимулируя его игровой замысел.
В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в школу, библиотеку, больницу, почту, спасатели и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.
Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:
- Выбор игры.
- Оснащение (оборудование).
- Наличие предметно-игровой среды в зависимости от тематики.
- Наличие плана конспекта.
Выбор игры.
–Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.
–При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.
–Продумайте и опишите содержание игры.
–Спланируйте возможные направления развития сюжета.
–Определите игровые правила.
–Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.
–Организуйте игровую среду.
–Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.
–Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.
–Обговорите игровой замысел и правила игры.
–Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.
–Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: наметки сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).
–Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
–Создание воображаемой ситуации.
–Распределение ролей в зависимости от желания ребенка.
- Начало игры:
– создайте игровую или проблемную ситуацию,
– проведите предварительную беседу,
– обговорите тему предстоящей игры и т.д.
- Сохранение игровой ситуации:
используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.
- Завершение игры:
– положительная оценка,
– анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.
Вопросы к анализу:
- Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
- Подготовка к игре: создается специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создается по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
- Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
- Помогали ли методы и приемы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
- Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
- Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
- Увлеченность детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
- Конец игры, ее завершенность, к какой деятельности перешли дети после игры.
- Оценка воспитателем деятельности детей в игре, ее соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
- Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
- Предположения, рекомендации:
Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?
В чем может проявиться творчество детей в игре?
Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?
Какие приемы руководства Вы считаете наиболее эффективными?
Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?
Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?
Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?
Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?
Критерии оценки:
игра соответствует возрасту ребенка;
вовлеченность в игру (количество человек – участников игры);
соблюдение алгоритма игры;
эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
степень удовлетворённостью игрой.
Показатели эффективности:
Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнерами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.
Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.
Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развернутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.
Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.
Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.
Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.
Возможные риски:
Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.
Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.
Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.
Как избежать:
Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.
Развитие игровых умений у детей.
«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»
- Задачи руководства:
– расширение представлений об окружающем;
– формирование игровой деятельности:
а) развивать сюжет;
б) обучение игровым действиям;
– формирование взаимоотношений.
- Подготовка к игре:
– приемы, направленные на обогащение впечатлений:
а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;
б) определить сопутствующие сюжеты;
– атрибуты к игре;
– оборудование места игры.
- Ход игры:
– приемы создания интереса к игре;
– сговор на игру:
а) определение плана-сюжета;
б) планирование игры;
в) распределение ролей;
г) создание воображаемой ситуации
– приемы обучения игровым действиям;
– приемы поддержания и развития игры:
а) внесение дополнительных атрибутов;
б) участие педагога во второстепенных ролях;
в) показ новых игровых действий;
г) напоминание, вопросы;
д) введение новых игровых ситуаций;
е) оценка;
– приемы формирования взаимоотношений в игре:
а) напоминание о взаимоотношениях;
б) направление на внимание друг к другу;
в) поощрение вежливости.
- Окончание игры:
– краткий итог работы в ролях;
– перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
- Оценка игры:
– оценка взаимоотношений;
– оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.